Условия стабильности общехозяйственного уровня цен+

  • 0

Условия стабильности общехозяйственного уровня цен+

уровень ценСоздание продуманной системы целевого субсидирования предприятий и отдельных групп населения облегчит переход к гибким ценам, отражающим качество услуг. По ряду причин идея стабильных цен не соответствует объективным условиям развития социально-культурной сферы. Во-первых, трудосберегающий эффект научно-технического прогресса, как уже отмечалось, проявляется в ней слабее, чем в других секторах экономики.

 

Иными словами, общественно необходимые затраты на создание единицы полезного эффекта снижаются медленнее, чем, например, в промышленности. Отсюда закономерная тенденция к изменению пропорций обмена деятельностью между секторами народного хозяйства в пользу социально-культурного комплекса. Эту тенденцию можно в известной мере замедлить и деформировать в основном за счет искусственного ограничения роста заработной платы в отраслях данного комплекса, что имело место на практике. Но сохранение эквивалентности обмена в конечном счете немыслимо без изменения уровня цен на социально-культурные услуги по сравнению с ценами на материальные блага.

 

В условиях стабильности общехозяйственного уровня цен цены на материальные блага должны абсолютно снижаться, а цены на услуги расти на соответствующую величину. Если же цены на материальные блага остаются неизменными или тем более повышаются, цены на услуги должны, вообще говоря, расти соответственно быстрее. В противном случае социально-культурная сфера оказывается неспособной возместить в обмене общественно необходимые затраты и возникает потребность в использовании бюджетных средств, чтобы сбалансировать доходы с расходами.

 

Во-вторых, происходят довольно интенсивные внутренние сдвиги в соотношениях общественно необходимых затрат на различные виды социально-культурных услуг, и существует необходимость активнее использовать цены для стимулирования эффективности и качества, что также побуждает стремиться к гибкости ценообразования. Наконец, в-третьих, развитие самой системы финансового регулирования предполагает мобилизацию определенных средств для того, чтобы органы управления смогли использовать их в форме целевых субсидий.

 

Создание такой системы существенно ускорится, если собственные накопления в отраслях социально-культурной сферы возрастут и не придется опираться лишь на внешние (бюджетные) источники,, которые всегда ограничены. Однако к изменению цен на социально-культурные услуги следует подходить с реалистических позиций. Резкий переход от доктринерски понимаемой стабильности цен к столь же доктринерски трактуемой гибкости может вызвать негативные последствия. Безусловно, с точки зрения собственно экономических критериев, цены на многие услуги существенно занижены и не отражают реальных условий формирования затрат и результатов.

 

Ясно и то, что при наличии неограниченного предложения услуг высокого качества со стороны независимых, соревнующихся между собой ячеек социально-культурной сферы, а также при надежно функционирующей системе регулирующих субсидий и платежей движение цен под влиянием спроса и предложения может быть максимально свободным. Однако создание предпосылок адекватной самонастройки цен в рассматриваемой сфере потребует определенного времени. Переход от стабильных цен и пассивных дотаций к гибкому ценообразованию и развитой системе финансового регулирования производства и потребления услуг хозрасчетных предприятий рассматриваемой сферы предстоит осуществлять в рамках более общих процессов формирования регулируемого рынка.


Оставьте ответ

Поиск

Корзина

Категории товаров